По поклону легко отличить человека хорошего тона от человека, не получившего воспитания. Поклон, прежде всего, есть долг вежливости; чем старше, заслуженнее лицо, которому мы кланяемся, тем и выражение нашего уважения должно быть почтительнее. Товарищу своему, однолетке или сослуживцу, можно поклониться как найдем удобным.

    Но есть случаи в жизни, когда от выражения вежливости или от поклона, как знака уважения к известному лицу, нередко зависит целая карьера человека. Не низкопоклонничество, составляющее дурную черту заискивающего человека, проповедуем мы, но говорим, что приличный поклон служит лучшей рекомендацией порядочности человека. Не говорим ли мы иногда: «Как он мне сухо поклонился» и внутренне остаемся этим недовольны; и, наоборот, симпатизируем лицу, которое встречает нас радушным поклоном.

    Следовательно, по самим движениям мы определяем то или другое настроение человека. Нередко по первому поклону мы определяем характер человека, степень его воспитания.

    Остановимся на объяснении тех движений, которые впоследствии могут дать нам возможность являться в общество со всеми видимыми признаками хорошего тона и утонченной вежливости. Официальный поклон делается так: несколько шагов вперед, шаг вправо или влево, куда представится удобнее, другая нога придвигается к первой, наклоняется голова, при этом грудь как бы вдавливается, отчего вы делаете невольный шаг назад и уже, отступая, становитесь во весь рост и поднимаете голову. При этом надо заметить, что, подходя к особе, которой желаете поклониться, еще до поклона вы должны смотреть прямо в лицо. Поклон не обязательно должен быть настолько вычурным. Но он всегда должен быть четко выраженным и не оставлять сомнений в своей природе. Дамы всегда кланяются только легким наклоном головы.

    Если особа, которой надо отдать поклон, застает вас сидящим, то следует встать, сделать шаг направо или налево и наклонить голову.

    Когда входите в комнату, в которой находятся хозяин или хозяйка дома, вы должны прежде всего поклониться им, а уж потом остальным присутствующим. Проходя через комнату, где кто-нибудь есть, но нет хозяев, которые помещаются в соседней комнате, вы делаете поклоны на ходу, направо и налево, если присутствующие размещаются по обе стороны. Эти поклоны на ходу делаются так: чтобы поклониться направо, вы выдвигаете правую ногу вперед, поворачиваете немного туда корпус и несколько наклоняете голову; если налево – выдвигаете левую ногу.

    При каком бы ни было поклоне вы не имеете права протягивать первым руку даме, пока она не подаст ее сама, точно так же и лицу старше вас и вышестоящему по положению. Если в комнату входит дама или иное лицо, которому следует отдать поклон, вы должны найти случай поклониться первым.

    Знакомым нужно кланяться везде, где бы не пришлось их встретить.

    Не нужно дожидаться, чтобы человек, стоящий в обществе ниже вас, кланялся вам первый. Вышестоящий человек, следующий правилам учтивости и благородный по своим душевным качествам, отличается той любезностью, с которой он исполняет этот долг вежливости.

    Встречая даму, идущую одну или под руку с незнакомым вам лицом, нужно ждать, чтобы она дала вам знак рукой или глазами, что позволяет вам поклониться ей.

    Не ответить на чей-нибудь поклон – величайшее невежество. Ответить на чей-нибудь поклон небрежным кивком и с покровительственным видом – значит выказать самомнение.

    Являясь в многолюдное собрание, на бал или раут и войдя в зал, где сидит хозяйка дома, старайтесь добраться до нее, медленно продвигаясь среди гостей и приветствую мимоходом поклонами своих знакомых; не останавливайтесь с ними и не пускайтесь в разговоры, прежде чем раскланяетесь с хозяйкой и хозяином. Поклон, назначенный хозяйке, должен быть изящным и сделан по всем правилам.
    О светской беседе

    Справедливость мысли: речь – серебро, молчание – золото, подтверждается часто. Личность, желающая жить в обществе и быть с людьми в хороших отношениях, должна усвоить искусство уметь во время молчать.

    Конечно, под этим не подразумевается безусловное молчание, потому что всякая личность, принадлежащая к хорошему обществу, не должна быть молчалива или односложная в своих ответах. Напротив, чтобы быть хорошим собеседником, надо уметь приятно и хорошо говорить, иначе можно прослыть за особу ограниченную. Искусство говорить приятно, давать разумные и удовлетворительные ответы выказывает гибкий ум собеседница; в разговоре скорее всего выказывается образованный человек – вот эти-то качества сравнивают с серебром.

    Есть уменье слушать, но не меньшую важность составляет искусство молчать. Как часто можно отметить в жизни факты, где какое-нибудь неосторожное слово или необдуманное суждение портило карьеру и даже жизнь человека. Каждый, желающий быть принятым в хорошем обществе, должен взять за правило умение молчать.

    Редко говорят о предметах, большею частью разговор касается личностей.

    К сожалению, в характере человека имеется странная черта: мести перед дверью соседа и не замечать того, что делается у себя. Это качество имеет каждый человек; но требование хорошего общества состоит в том, чтобы подавить это влечение; поэтому требуется от каждого оставлять это качество при себе. Могут возразить, что и в самом лучшем кругу встречаются злые языки – это, конечно, даже слишком справедливо; но также верно, что там это замечается только за единичными членами; остальные же видят в болтливости о ближнем погрешность против хорошего тона.

    Чаще всего эта черта замечается у женщин; между ними она распространена больше, нежели между мужчинами. Они рассказывают и расспрашивают не из участия, а просто из любопытства. Кто интересуется делом, сам принимает участие в нем и на этом основании расспрашивает, тот хочет узнать, поучиться, объяснить себе непонятные вещи. Любопытная, наоборот, совершенно равнодушно относится к предмету; ее заботит личность, которой касается это дело; она хочет ее критиковать и, если возможно, осудить. Таких людей следует всегда остерегаться.

    Действительно, образованный человек, настоящий друг, будет всегда избегать подобных вопросов и обходить их, но так деликатно, чтобы мы не могли упрекнуть его в равнодушии к нашей личности и обстоятельствам. Его сочувствие искренно, глубоко, и только боязнь обидеть нас или неприятно затронуть наше самолюбие не дозволяют ему нас спрашивать.

    Это одна сторона искусства вовремя молчать, но есть и другая.

    Есть другого рода любопытство, не ставящее целью пользоваться затруднительным положением другого для возвышения своей собственной личности. Во многих случаях любопытная хочет только слышать, чтобы рассказать дальше, распространить и через это сделаться интересной. Такие могут говорить о каждом знакомом; они знают все, что делается в кругу родственников и знакомых.
    Не менее серьезна, чем болтливость, страсть навязывать свои советы. Есть множество людей, очень легко дающих свои советы, хотя никто их о том не спрашивает. Им кажется, что они знают все лучше других. Человек, считающий себя непогрешимым, - несносный собеседник, и эти непрошенные советы – та же неделикатность, только в другом виде.

    Хорошо говорить и уметь поддерживать разговор – большое искусство. Особы, бывающие в обществе, должны уметь говорить о пустяках. Женщин очень часто обвиняют в излишней болтливости. Но болтовня не должна быть синонимом сплетен. Она отлично может обойтись без порицаний. Представительница дома, умеющая завести оживленный, приятный разговор и поддерживать его, может быть уверена в благодарности гостей.

    Все политические и религиозные вопросы легче всего приводят к спору и могут разрознить самых лучших друзей. В гостях, где сходятся личности с различными взглядами и убеждениями, следует таких разговоров избегать, а придерживаться предметов, доступных общему пониманию и имеющих интерес для присутствующих. Поэтому общие вопросы науки и искусства составляют благодарный предмет для разговоров в обществе.

    Не следует говорить только об одной погоде или, как это случается в дамском кругу, о хозяйстве и сопряженных с ним неприятностях; разговор должен легко переходить от одного предмета к другому, затрагивая таким образом, самые разнородные вещи, оправдывая старую немецкую поговорку: «Кто много приносит, тот каждому что-нибудь уделит».

    О чем же говорить? В обществе не может быть недостатка в материалах для разговора – это новости дня, празднество, новейшие литературные произведения, художественная выставка, пьеса в театре и т.д. Занимательность разговора зависит не от предмета, о котором говорят, а от способа, как о нем говорят. Самый незначительный предмет разговора часто дает повод к остроумным замечаниям; верный такт умеет переходить незаметным образом от одного предмета к другому, не прерывая внутренней связи между ними, продолжает нить разговора и дает возможность другим сделать подходящее замечание, которое, вместе с тем, служит новой завязкой для продолжения разговора.

    Есть несколько основных правил благопристойности в разговоре, которым надлежит следовать:

    - избегать слишком большого количества слов, объяснений, отступлений от предмета; все это неприятно и выводит из терпения слушателя.

    - говорить просто и никогда не горячиться, начинать говорить не иначе как в свою очередь и стараться не перебивать говорящих.

    - всегда принимать сторону справедливости и правоты, призывать к ним других с кротостью и снисходительностью, которые не имеют ничего общего с принуждением.

    - никогда не завладеть самому всем разговором.

    - предоставить высказаться тому, кто говорит, и начинать говорить не раньше, чем собеседник кончит говорить.
    Избегать, по возможности, говорить шепотом тому, возле кого сидят.

    - говорить мало, но кстати. Большой говорун утомляет собеседников, молчаливый человек наводит скуку.

    - не говорить о себе. Что можем мы сказать о себе благопристойного? Если мы станем говорить о наших добродетелях или о наших талантах, то делаемся скучными и смешными.

    - когда кто-нибудь говорит, не вынимать из кармана письма, не смотреть на часы, не барабанить пальцами, не напевать про себя.

    - не принимать в разговоре принужденный вид; всегда следует говорить приятным, спокойным и благородным образом.

    О визитах

    В отличие от прихода в гости визит – краткое посещение. Цель визита – дань вежливости, необходимость просто навестить знакомого. Визит не должен длиться менее четверти часа, иначе есть основания подумать, что вы не специально зашли, а забежали между делом, случайно проходя мимо. Но и растягивать визит на час и более, если только хозяева не приглашают настойчиво вас остаться, неприлично. Обычно визиты наносят с полудня до 20 часов.

    Визиты бывают с целью знакомства (о них стоит предупредить заранее), бывают прощальными, когда человек, надолго уезжая, посещает знакомых, ответными, визиты с целью выразить соболезнование. В визите весьма важны его цель, точность и соответствие обстановке.

    Визиты предписываются этикетом, и учтивость делает их обязательными для каждого порядочного человека. Визиты имеют то преимущество, что сближают людей, устанавливают и поддерживают между ними отношения более задушевные, нежели деловые, в которых главную роль играют личный интерес или обязанности службы.

    Обязательными визитами считаются следующие:

    1) лицам, которые оказали нам какую-либо услугу: это визиты признательности;

    2) лицам, у которых вы были на обеде или на вечере, визиты обязательны.

    3) Визиты к друзьям и знакомым, когда судьба посылает им какую-нибудь радость или счастье: это визиты поздравительные;

    4) Визиты друзьям и знакомым, когда их постигает какой-нибудь несчастный случай: это визиты соболезнования.

    5) Считается также обязательным посетить друзей и хороших знакомых, когда они больны; они же в свою очередь, как только выздоровят, должны делать первые свои визиты тем лицам, которые их чаще всех посещали.

    Дамы могут делать утренние визиты в скромном костюме, вечером же следует являться в более нарядном костюме; если в доме, в который отправляются с визитом, этот день назначен для приема, то требуется изящный наряд.

    Визиты после званого вечера или обеда делаются спустя или две, но не позже 15 дней.

    Получив приглашение на вечер, обед и т.п., обязательно надо сделать визит лицам, пригласившим вас, все равно, воспользовались ли вы этим приглашением, или нет.

    Женщина вообще должна избегать делать визиты мужчинам; допускается это только в том случае, если женщина вынуждена сделать мужчине визит из чувства благодарности, ли же когда между ними существует старинная дружба, основанная на глубоком уважении.

    Подойдя к дверям квартиры тех лиц, к которым вы направлялись с визитом, первым делом нужно смахнуть с платья пыль и вытереть ноги о половик. Затем следует позвонить или постучать, но не слишком громко, а так, чтобы звон или стук был услышан. Если после того, как вы позвонили или постучали два-три раза, с некоторыми промежутками, никто не отворяет, то вам следует удалиться, оставив свою визитную карточку, загнув предварительно левый угол ее, что означает, что вы были лично.

    Когда приходит новый посетитель, или же когда кто-нибудь из посетителей уходит, должно встать с места и не садиться до тех пор, пока не сядет хозяйка дома. Если во время вашего визита приезжает новый посетитель, вам следует немедля встать и откланяться хозяину, если же последний станет вас удерживать, останьтесь, раскланяйтесь с вошедшим гостем, хотя бы он не был вовсе вам знаком и сделайте шаг назад, чтобы не мешать ему приветствовать хозяина и переброситься с ним первыми фразами.

    Когда пригласят гостя сесть, займите свое прежнее место и старайтесь принять участие в общем разговоре, чтобы не ставить хозяина в неловкое положение, но никогда не возобновляйте рассказа, прерванного появлением нового гостя; разве если сам хозяин настолько заинтересован этим рассказом, что попросит вас возобновить его и в таком случае должно коротко передать гостю суть дела, чтобы он мог следить за рассказом.

    Если благодаря любезности хозяина или хозяйки, визит ваш был гораздо продолжительнее установленного срока, уходя не забудьте поблагодарить за отличие, вам оказанное, и при этом скажите хозяевам что-либо лестное и приятное.

    Вслед за удаляющейся дамой мужчине не должно тотчас уходить и прощаться с хозяйкой, а следует подождать несколько минут, чтобы дать время ушедшей даме выйти из дома. Исключением может быть только приглашение уходящей дамы сопровождать ее. В таком случае должно немедленно раскланяться с хозяйкой и следовать за дамой.

    Обязанности хозяина, а еще более хозяйки дома состоит в принятии визитов с учтивостью и непринужденностью, притом таким образом, чтобы все было прилично и приятно, чтобы каждый был доволен вами и оставлял вас с искренним желанием вскоре опять с вами увидеться.

    Если принимает визит хозяин дома, то он должен взять стул и сесть напротив посетителя. Если же обязанность эту принимает на себя хозяйка дома и если при том посещает близкая знакомая, то она должна посадить последнюю возле себя. Когда делают визит несколько дам, в таком случае первое место надо предложить старшей из них, а потом сажать других дам.

    Если к вам явятся новые знакомые в первый раз, вы должны отдать визит не позже, как через неделю; более продолжительная отсрочка отдания визита считается равносильной нежеланию познакомиться, если не было особых препятствий, о которых следует упомянуть и извиниться.

Язык веера

    Язык веера, появился во Франции в эпоху Людовиков, а потом перекочевал вместе с веером и в Россию. Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания. Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось.

    Значение цвета веера

    белый означает невинность; черный – печаль; красный – радость, счастье; лиловый – смирение, искренность; голубой – постоянство, верность; желтый – отказ; зеленый – надежду; коричневый – недолговременное счастье; черный с белым – нарушенный мир; розовый с голубым – любовь и верность; веер, вышитый золотом – богатство; шитый серебром – скромность; убранный блестками – твердость и доверие.

    Движения веером

    Чтобы выразить веером согласие "да"– следует приложить веер левой рукой к правой щеке.

    "Нет" – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

    "Ты мой идеал" – дотронуться открытым веером до губ и сердца.

    "Я тебя люблю" – правой рукой указать закрытым веером на сердце.

    "Я вас не люблю" – сделать закрытым веером движение в сторону.

    "Я к вам не чувствую приязни" – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.

    "Мои мысли всегда с тобою"– наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.

    "Верить ли вашим словам?" – закрытый веер держать у левого локтя.

    "Будьте осторожны, за нами следят" – открытым веером дотронуться до левого уха.

    "Мои слова не должны быть переданы другим" – правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую руку.

    "Твои слова умны" - приложить закрытый веер ко лбу.

    "Хочешь меня выслушать?" – открыть и закрыть веер.

    "Выскажись яснее" – наклонить голову, рассматривая закрытый веер.

    "Не приходи поздно" - правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.

    "Я не приду" – держа веер левой стороной перед тем, с кем идет речь, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.

    "Я жду ответа" – ударить веером по ладони.

    "Я буду исполнять твои желания" – открыть веер правой рукой и снова закрыть.

    "Мужайся!" – открытый веер приложить к груди.

    "Делай как я хочу" – закрытый веер держать посередине.

    "Не приходи сегодня" – провести закрытым веером по наружной стороне руки.

    "Ты меня огорчил" – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

    "Прости меня" – сложить руки под открытым веером.

    "Я хочу с тобой танцевать" – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.

    "Я сделалась недоверчива" – барабанить закрытым веером по ладони левой руки.

    "Молчи, нас подслушивают" – дотронуться закрытым веером до губ.

    "Приходи я буду довольна" – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой.

    Если собеседник, пользующийся особенным расположением просит веер, то ему следует подать его верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь. Для выражения же презрения, веер подается ручкой, т.е. нижним концом. Подать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь.